Однако осуществление лозунга «Польша для поляков» доставило множество весьма существенных трудностей прежде всего советским военным властям на территории Польши, поскольку именно командованию Красной Армии приходилось играть роль «нейтральной стороны» и усмирять польских националистов.
* * *
Давайте ознакомимся с несколькими документами той эпохи и, в частности, со «Справкой посольства СССР в Польше о состоянии еврейского вопроса в стране» от 24 сентября 1946 года. Цитируем:
«…Вместо того, чтобы осесть где-либо и начать работать, Польшу многие из прибывших евреев рассматривают как своего рода переселенческий пункт, как временное местожительство. Мы не можем здесь жить, здесь наше кладбище, — говорят они, — здесь разрушены очаги, здесь могилы наших родных и близких. <…> Наличие антисемитских взглядов в стране в предвоенные годы и усиленная пропаганда их за годы немецкой оккупации дают себя чувствовать и в настоящее время. Возникали трудности с определением евреев на работу, так как имелись руководители предприятий, которые отказывались принимать евреев на работу, боясь недовольства со стороны коллектива своего предприятия».
Неужели всё снова повторяется? При «народной власти», теоретически подконтрольной СССР? При условии, что после немецкой оккупации и по возвращении выживших из лагерей, а равно вернувшихся из Советского Союза евреев, к 1946 году в Польше их находилось всего около 200 тысяч человек (это число упомянуто в данной справке и нет оснований ей не доверять: дезинформировать руководство в Москве сотрудники посольства не могли по определению, чревато оргвыводами).
А вот что произошло годом раньше, в августе 1945 года. Читаем «Донесение советника НКВД при Министерстве общественной безопасности Польши Н.Н. Селивановского Л.П. Берии о еврейском погроме в г. Кракове»:
«…11 августа с.г. в Кракове имели место погромные явления в отношении еврейского населения города. Утром 11 августа с.г. в синагогу по улице Судьбовой, где молились евреи, неизвестные подростки начали бросать камни в окна. Сторож синагоги задержал одного хулигана, который стал кричать, что его избивают. На крик собралась толпа с близрасположенного базара и начала избивать евреев. В это время в толпе неизвестное лицо начало распространять провокационные слухи о том, что евреи в этой синагоге убили польских детей и что кровь польских детей евреями сдаётся для Красной Армии. <…> К концу дня 11 августа с.г. в Кракове появились специально выпущенные листовки, в которых разжигались антисемитские проявления и утверждалось, что евреи убивают польских детей. Листовки заканчивались призывом: «Поляки, таким образом, немцы наши враги, большевики также, а третий враг — это евреи. Сейчас нам становятся ясными и уличные события, где большевики как опекуны брали под защиту евреев и стреляли в народ. Нет места в Польше для немцев, большевиков и евреев. Польша для поляков».
Прекрасно, не правда ли? Кровь похищенных евреями детей сдаётся для РККА? Напомним, что события происходят в 1945 году, рядом стоят прекрасно вооружённые и обладающие огромным боевым опытом части Красной Армии, которые способны в считанные часы подавить любые беспорядки. Но польские националисты не унимаются, а абстрактная «толпа» их рьяно поддерживает. Кстати, из этого же письма товарищ Берия мог узнать следующее:
« — Одновременно попытки погромных проявлений имелись в Мехувском, Тарлиевском и Новы-Таргском уездах Краковского воеводства.
— В городе Мехув обнаружены надписи с призывом убивать евреев.
— В Развитинуве отмечены выкрики среди населения, призывающие бить евреев.
— В городе Рабка в еврейский дом была брошена граната, жертв нет».
Если вы думаете, что подобные донесения в Москву из Польши были единичными, то весьма глубоко ошибаетесь. Поляки, в большинстве, не разделяли идей «пролетарского интернационализма», а лозунг «Польша для поляков» оставался актуальным и поддерживаемым массами. Возвращавшиеся евреи попадали в крайне тяжёлые условия. Их попытки вернуть довоенное жильё или возвратить хотя бы часть собственности, как правило, вызывали злобную реакцию со стороны поляков, говоривших о «новом наводнении Польши жидами». Евреев обвиняли в службе коммунистическому режиму, преувеличивался процент евреев, служивших в органах безопасности, в МИДе, в правительстве. Это при том, что еврейское население по сравнению с 1939 годом сократилось более чем в десять раз!
Промежуточный выход был найден — правительство, заинтересованное в освоении новых территорий на западе (откуда было депортировано немецкое население) отправляло евреев в Бреслау/Вроцлав и Штеттин/Щецин, где антисемитские настроения были гораздо ниже, чем в «Великопольше». Однако проблемы это не решило, и 4 июля 1946 года произошло событие, своими последствиями приведшее к практически «окончательному решению» еврейского вопроса в Польше. А именно — погром в городе Кельц Келецкого воеводства.
Если до войны в Кельце жило около 20 тысяч евреев, то к 1946 году их число сократилось ровно в сто раз — до двухсот человек, причём большинство из них являлись бывшими узниками нацистских концлагерей. Большинство из них проживало в здании «Сионистского комитета», занимавшегося репатриацией в Палестину. Началом погрома послужили слухи об убийстве евреями восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика (в действительности он был отправлен отцом в деревню), возле здания комитета собралась двухтысячная толпа. Раввин Давид Кахане, тогда проживавший в Польше, в своей книге «После потопа» утверждает, что звучали выкрики «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!».
Поляки ворвались в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями. Число жертв оценивается по-разному, от 40 до 47 человек, включая беременных женщин и детей. Ещё около пятидесяти было ранено, имущество разграблено. Примас Польши кардинал Хлонд в привлёкшем большое внимание заявлении о погроме выразил мнение, что вина за ухудшение взаимоотношений между евреями и поляками «…в значительной степени должна быть возложена на евреев, занимающих сегодня в Польше руководящие посты, пытающихся ввести структуры и порядки, отвергаемые большинством польского народа».
Погромщики были наказаны: десять обвиняемых приговорили к расстрелу, двое были приговорены к пожизненному заключению, ещё двое к различным срокам. Но цель была достигнута — последовал массовый всплеск эмиграции, только за год уехали более 56 тысяч человек, и исход продолжался впоследствии.
Впрочем, не надо думать, что жертвами польских националистов в период с 1944 по 1948 год (снятие и арест В. Гомулки по обвинению в правонационалистическом уклоне) были только евреи. Доставалось всем — прежде всего немцам и украинцам, а цель — «национальное государство для поляков» — становилась всё ближе. Было сделано всё, чтобы сделать жизнь меньшинств в Польше максимально некомфортной и просто невыносимой.
Остаётся лишь упомянуть, что по оценкам переписи 2012 года сейчас в Польше живёт около 5 тысяч евреев (против 3,5 миллионов всего-то 75 лет назад), 38 тысяч украинцев (против почти 4 миллионов) и около 6 тысяч лемков (против 1,2 миллиона).
Можно было бы сказать, что это грандиозный успех в плане строительства «мононационального» государства, если бы только он не был достигнут самыми варварскими методами — депортациями, этническими чистками, принуждением к эмиграции и так далее. Да, в последние годы правительство Польши принесло много формальных извинений тем, кто был изгнан за её пределы, извинились даже за погром в Кельце, но вряд ли эти политкорректные реверансы смогут удовлетворить людей, чьи предки жили на этих землях со времён Казимира Великого…
http://www.odnako.org/blogs/polsha-dlya ... -ostalnie/" onclick="window.open(this.href);return false;